Турист Kirill_Burdey
Kirill_Burdey
был 29 октября 2019 13:56

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

5 2

VI век — восстановление и разгром Рима

Именно с VI века начались для Рима (впрочем, как и для всей Италии) настоящие «темные века»: разрушение зданий и инфраструктуры, уменьшение населения до минимума за все время с момента основания, многолетняя осада, переход города из рук в руки, борьба с освободителями, по сравнению с которыми готы казались верхом цивилизации.

А начинался этот век совсем неплохо для этого города. Одоакр правил Италией как король (rex) армии (полностью состоящей из варваров — представителей самых разных племен) и патриций империи (для гражданского населения), хотя и никак не отчитывался перед императором в Константинополе. До этого таких патрициев, де-факто управляющих Италией, уже сменилось несколько, поэтому в самом Риме никто и не заметил, что империя пала.

Религиозная ситуация была сложной, но она важна в том числе и для понимания того, что мы увидим в произведениях искусства.

Одоакр и его армия были арианами, то есть придерживались той версии христианства, в которой отвергалась божественная природа Христа. Римские папы и большинство населения Рима и Италии были ортодоксами, то есть придерживались тех же взглядов на природу Христа, которых сейчас придерживается католичество, православие и большая часть протестантов, и которое заключается в том, что Христос единосущен Богу-отцу, но обладает двумя неслитными природами (человеческой и божественной). Императоры и патриархи в Константинополе в этот период были монофизитами. Монофизитство же утверждает, что человеческое и божественное начала в Иисусе Христе составляют единое целое (либо тесно слилось, либо составили единое сочетание). Оно было осуждено на Халкидонском соборе 451 года, а халкидонское вероопределение было принято и в Риме, и в Константинополе. Но потом политические соображения взяли свое. Восточную империю раздирали христологические споры (споры о сущности Христа), а большинство населения в богатых и густонаселенных провинциях (Египет, Палестина и Сирия) придерживалось именно монофизитства (правильнее сказать, миафизитства, но не будем вдаваться в такие детали). Для императоров было крайне важно удержать эти провинции, добиться того, чтобы жители Александрии и Антиохии не воспринимали власти в Константинополе как врагов, заставляющих их верить «неправильно», уменьшить сепаратизм, который часто выступал в виде споров о Христе. Поэтому имперские власти решили сменить свои предпочтения и заняли скорее монофизитские позиции. Папы же всегда придерживались ортодоксии. Именно эта ситуация и привела к первому разрыву Рима и Константинополя в вопросах веры. Такая ситуация укрепила позиции Одоакра.

Но император Зенон тоже не спал. Ему очень надоели остготы (восточная часть готов), которые жили на Балканах, да и Одоакр не нравился за свою независимость. И, конечно, очень хотелось вернуть Италию под реальное управление императора. Путем различных интриг Зенон добился того, что готы пошли в Италию. Одоакр не смог их сдержать, и готы победили в нескольких сражениях. Однако Равенну взять не удалось, ее осада затянулась. В конце концов, король готов Теодорих договорился с Одоакром о совместном управлении Италией (493 год). На пиру он лично зарезал Одоакра и стал править Италией один. Интересно, что их отцы также враждовали и отец Теодориха убил отца Одоакра (продолжаем Войну Престолов).

Идея передать власть императору в далеком Константинополе не пришла в голову Теодориху, и его можно понять, хотя он никогда не отрицал номинальную власть императора, в том числе чеканил монеты с его изображением. Так что реальное объединение империи с Италией сорвалось. С досады Зенон умер (491 год), и его заменил очередной монофизит Анастасий, которого ортодоксы прозвали «Нечестивый».

Дальше наступило тридцать пять лет спокойствия. Рим восстанавливался. Теодорих реставрировал полуразрушенные здания в Риме (например, цирк Помпея), оказывал всяческое почтение римским традициям, снимал противоречия между сенатскими группировками, говорил о веротерпимости, заявляя о том, что нельзя заставлять людей верить тем или иным образом. Ох, не те времена он выбрал для таких заявлений. Ничего, кроме злобы, они вызвать тогда не могли.

Римская аристократия принимала активное участие в управлении Италией. Среди сановников при дворе Теодориха был такие люди как Боэций (философ, сыгравший ключевую роль в становлении интеллектуальной жизни Европы до того, как Европа снова узнала Аристотеля, благодаря арабам), Симмах, занимавшийся правом, и Кассиодор, который занимался риторикой, историей, богословием. Сейчас даже используется термин «готское возрождение». В будущем Италии и Риму останется только мечтать о возвращении столь спокойных времен.

Однако ничто не может продолжаться вечно. Сохранялись противоречия, так как страна состояла из двух частей: готы, которые были воинами, и римляне, которым было запрещено заниматься воинским делом. Первые еще к тому же были еретиками, которые проповедуют веротерпимость на уровне государственной политики, даже позволяя евреям строить и восстанавливать синагоги (какая подлость, явно здесь была идея совратить умы истинных ортодоксов и отправить их в ад). Как жить с такими рядом и быть довольными?!

В 518 году на престол в Константинополе вступил император Юстин, который был ярым ортодоксом-кафоликом. Кризис в отношениях церквей в Риме и на Востоке закончился. Часть сената составила заговор с целью воссоединения с Константинополем. Заговор был раскрыт, значительная часть выдающихся людей того времени, в том числе Боэций и Симмах, была казнена, хотя нет четких доказательств того, что они действительно принимали участие в заговоре. Пропала надежда на симбиоз культуры Рима и готов, который мог бы продолжить античность в новом качестве и сохранить достижения античной цивилизации. Мир менялся окончательно и бесповоротно, наступала новая эпоха. Боэций перед смертью в своем «Утешении философией» как никто почувствовал конец того античного мира, который он знал, и написал: «О, как тупеет душа в бездне глубокой, как ослепленная мысль, света не видя, в мраке кромешном себе выхода ищет».

Восточная империя воспользовалась ситуацией и представила дело как преследование ортодоксальных христиан еретиками-варварами. Кто-кто, а Восточная империя умела извлекать политическую выгоду из сложившихся обстоятельств и создавать нужное ей общественное мнение. В империи усилились преследования ариан.

В 525 году Теодорих послал большое посольство в Константинополь во главе с папой Иоанном I, чтобы решить проблемы и отменить преследования ариан в империи, но папа фактически предал его. Как результат, по возвращении Теодорих посадил папу в тюрьму, где тот вскоре скончался. Общественное мнение в Риме возненавидело готов и Теодориха прежде всего. Все хорошее, что было сделано, годы спокойствия и процветания, люди мгновенно забыли. Через год, когда семидесятипятилетний Теодорих скончался, римляне считали, что его ждет ад.

Так как внуку Теодориха было только 10 лет, то страной стала править его мать Амаласунта (дочь Теодориха). Это была готка, которая знала греческий и латынь, покровительствовала римлянам, вернула имущество родственникам казненных Симмаха и Боэция. Когда умер ее сын, то для сохранения власти она предложила своему дальнему родственнику Теодохаду жениться на ней. Через месяц тот ее сослал, а затем Амаласунта была убита: ее задушили паром в бане, так как нельзя было проливать кровь королевской династии. Какие страсти, однако, и редкостное лицемерие.

Константинополь не мог не воспользоваться этой ситуацией. Незадолго до этого император Юстиниан отвоевал Северную Африку у вандалов и появился плацдарм для вторжения в Италию. А тут такое! Убита королева! Нарушены законы божеские и человеческие! Имперская пропаганда заработала во всю силу.

Почва для вторжения в Италию была подготовлена: римляне и италийцы в целом ненавидели еретиков-готов, среди готов было брожение, справедливость требовала мщения за убитую Амаласунту. В 536 году войска Восточной Империи под предводительством полководца Велизария вступили в Италию. Началось двадцатилетняя война на уничтожение, после которой осталась выжженная земля. Но от готского периода в Риме кое-что сохранилось.

Базилика Косьмы и Дамиана (Basilica dei Santi Cosma e Damiano)

Базилика находится на римском форуме, но вход в нее находится на Via dei Fori Imperiali, 1, посередине между Колизеем и Piazza Venezia, рядом с боковым входом на форум.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

Вот так выглядит вход в базилику. Современная скульптура, кстати, очень-очень

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

А вот так базилика выглядит со стороны форума (фото из интернета).

Базилика включает в себя несколько античных зданий: библиотеку императора Веспасиана и храм Ромула IV века (сына Максенция, того самого, которого победил Константин Великий). Наряду с Пантеоном это древнейший сохранившийся античный храм в Риме (уже интересно). Кстати, бронзовые ворота сохранились с того времени (еще интереснее), но посмотреть их можно, только зайдя на Форум (какая досада, надо платить деньги).

Здания подарила папе Феликсу IV Амаласунта, которая очень любила римлян, в 527 году. Те, надо сказать, ее не любили, но «чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей». Папа объединил оба здания, и теперь они составляют единое целое.

Самое интересное в базилике — это мозаики в апсиде (527- 530 гг.), а также мозаики арки апсиды (VII век). Мозаики арки апсиды сильно пострадали при переделке базилики в конце XVI века.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

Мозаики в апсиде и на арке апсиды

На мозаике в апсиде изображено Второе Пришествие Христа. В центре образ Иисуса, слева апостол Павел, святой Козьма и папа Феликс IV с моделью базилики в руках, а справа апостол Павел, святой Домиан и святой Феодор. Причем это не только религиозное изображение, но и явное политическое заявление. Святой Феодор (между прочим, воин) изображен в одежде византийского сановника времен Юстиниана. Вот так: Амаласунта дарит, а ждут Восточную империю.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

Мозаика в апсиде (фото из интернета)

Чем же еще интересна мозаика? Своим цветовым решением и метафорами. Христос указывает на феникса-звезду, который символизирует вечную жизнь и Воскресение. Ведь Феникс умирает и возрождается каждые 500 лет. Еще очень античный символ.

Облака на мозаике совершенно потрясающие по цветовому решению: красные, синие, белые и очень яркие. Вряд ли можно такие увидеть еще где-то. На лицах появляются пятна румянца. Однако это еще во многом античная мозаика, фигуры еще вполне античные, а влияние востока в изображении Христа и святых, которое будет доминировать в будущем, еще не настолько явно. Такой переходный этап к абстрактности более поздних мозаик.

Мозаики арки апсиды совершенно другие, но тоже имеют отношение ко Второму Пришествию. Их сюжет — это Апокалипсис Иоанна Богослова. В центре находится медальон с Агнцем, символизирующим Христа. Внизу Агнца — свитки с семью несломленными печатями, а по бокам — семь светильников, символизирующих семь церквей Апокалипсиса. Также есть изображения четырех ангелов и символов евангелистов Иоанна (орел) и Матфея (ангел), два других евангелиста, видимо, были «отрезаны» в XVI веке.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

Мозаики арки апсиды.

Изображение Агнца — одно из последних изображений Христа в таком образе. В 692 году на Трулльском соборе (том самом, чьи решения привлекали для того, чтобы доказать виновность Pussy Riot и одним из решений которого был запрет христианам мыться в одной бане с иудеями) использование символов и аллегорий для изображения Христа было запрещено. Поэтому после почти не было ни агнцев, ни рыб (еще один из первых христианских символов). Внизу апсиды, как можно видеть на предыдущей фотографии, «спасенные овцы», души воскрешённых. То есть мозаики самой апсиды и арки апсиды создают единый цикл.

Катакомбы Коммодиллы

Еще одно интересное место, связанное с этим периодом, это Каткомбы Коммодиллы, которые располагаются по адресу Via delle Sette Chiese, 42 в районе Остиенсе. К сожалению, посетить их крайне затруднительно. Нужно писать заявку в Папскую комиссию по Священной Археологии (Pontificia Commissione di Archeologia Sacra) по адресу pcas@arcsacra.va не менее чем за 10 дней до посещения. Пускают не более 15 человек за один раз, фотографировать запрещено (фото из интернета). Так что это исключительно для безумных фанатов. Поэтому писать буду очень кратко.

Катакомбы использовались в течение нескольких веков вплоть до IX века, но главное в них это VI и IV века.

В катакомбах располагается базилика Феликса и Адаукта, где можно увидеть несколько хорошо сохранившихся фресок VI века, в том числе фреску Богоматерь с Младенцем (527 — 528 года). Это одно из первых изображений Богоматери Никопеи (стоящей фронтально в рост и держащей у груди Младенца Иисуса). Оно очень большое — 220×240 см. Фреска находится у гробницы некоей Туртуры, и на ней святые Феликс и Адаукт представляют Богоматери усопшую. К сожалению, в 1971 году фреска очень сильно пострадала от вандалов (не народа, а придурков) и была затем собрана и восстановлена по фотографиям.

Изображение уже значительно ближе тому, что потом стали называть иконописным каноном: фигуры застывшие, торжественные, очерченные четкими линиями. Образы все более типизируются. В то же время, изображение Туртуры еще, по-видимому, обладает портретным сходством (которое потом стало неважно).

Также там можно найти фрески с изображениями Евангелиста Луки и Христа с апостолами Петром и Павлом.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

Базилика Феликса и Адаукта (фото из интернета)

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

Богоматерь с Младенцем (фото из интернета)

Лука (фото из интернета)

Еще данные катакомбы известны тем, что в них есть едва ли не первая надпись на народном языке, переходном от латыни к итальянскому: «non dicere ille secrita a bboce» (не произносите эти секреты вслух). О каких секретах идет речь остается только догадываться.

Там же есть фрески IV века, на которых можно увидеть первое изображение Христа Пантократора с бородой. До этого, да и еще долго позже, Христос часто изображался юным и безбородым. Обратите внимание, насколько отличается живопись IV века от иконописи, которую мы видели в той же катакомбе, но уже VI века.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

Катакомбы Коммодиллы (фото из интернета)

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

Христос Пантократор (Альфа и Омега) (фото из интернета)

Немного истории.

Итак, войска Восточной Империи вторглись в Италию в 536 году. За полгода они взяли Неаполь, юг полуострова, где всегда была значительной поддержка греков, а гарнизоны готов были малочисленны, и к зиме подошли к Риму. Город был сдан без боя, благодаря измене. Велизарий, который командовал «римскими» войсками, сделал множество символических жестов, означавших воссоединение империи. Но готы оказались стойкими бойцами, и война продолжалась еще почти 20 лет. Рим пережил несколько осад (одна из которых длилась более 2 лет) и 5 раз переходил из рук в руки, а инфраструктура, в частности акведуки, была разрушена именно в это время (после этого общественные банные комплексы перестали работать и были заброшены).

Тотила (король готов) даже хотел разрушить стены города, но пожалел его. Опасаясь новой измены, готы взяли в заложники около 300 человек сенаторского сословия, которые затем, в самом конце войны, были убиты. Это была война на уничтожение, после которой и Рим, и Италия в целом остались в состоянии разрухи. Население города в результате войны уменьшилось со 100000 до 30000 человек.

Велизарий (мозаика в Равенне, фото из интернета)

Юстиниан (мозаика в Равенне, фото из интернета)

Продолжительность войны и ее ожесточенность во многом была вызвана тем, что римляне быстро поняли, что при «освободителях» жить значительно тяжелее, чем при готах. Сборщики налогов знали свое дело и собирали налоги безжалостно (налоговики всегда были суровы), несмотря на разорение населения войной. Армия империи часто состояла из варваров намного более диких, чем готы, с которыми римляне жили рядом уже несколько десятков лет, и часто грабила население, особенно когда ей задерживали жалование (а это случалось регулярно). Еще и папу Сильверия византийцы заставили отречься, а потом его убили или заморили голодом. Затем папу Вигилия арестовали и изгнали. Юстиниан определенно показывал, кто в доме хозяин.

В общем, освободители вели себя как оккупанты. А население Рима мечтало только о том, чтобы этот кошмар завершился и неважно, кто победит.

Тотила, как сильный вождь, перенес войну на социальную почву, давая свободу рабам, которые к нему присоединялись. Война длилась бесконечно. Ну, а для общего счастья в это время случилось резкое похолодание (самое сильное за 2000 лет), а затем пришла чума (первая известная пандемия в истории человечества, так называемая юстинианова чума). Население Италии сократилось до минимального за сотни лет.

В конце концов, император Юстиниан послал полководца Нарсеса с большой армией. Между прочим, Нарсес был евнухом семидесяти четырёх лет, который лично ходил в кавалерийскую атаку и оказался выдающимся полководцем (все-таки мужчину делает мужчиной отнюдь не только физическая возможность воспроизводства). В 552–555 годах он добил готов. Их остатки были изгнаны из Италии. Так погибло готское королевство в Италии. Но зато Рим снова стал имперским городом, а император в Константинополе снова стал императором не только Нового, но и старого Рима. Рабы и колоны должны были вернуться к хозяевам, браки между рабами и свободными отменялись, возвращались прежние, имперские порядки.

Однако это была пиррова победа. В качестве союзников с Нарсесом в Италию пришли лангобарды. Это и называется «пустить лису в курятник».

В 568 году лангобарды, увидев беззащитность Италии, вторглись в нее во главе с королем Альбоином и одним ударом завоевали 2/3 ее территории. Империи удалось сохранить Рим, Равенну, Неаполь и большую часть побережья. Только к концу века ситуация стабилизировалась, а границы как-то устоялись. Лангобарды, хотя и были христианами арианского толка, но в отличие от готов, никакого пиетета к славному прошлому Рима не питали и договариваться, делить с римлянами землю или привлекать к управлению италийскую аристократию они совершенно не собирались. Они просто все, что им было нужно, взяли силой, а тех, кто сопротивлялся — уничтожили. Так, сначала готская война, а потом лангобарды уничтожили в Италии античность.

Нарсес (мозаика в Равенне, фото из интернета)

По легенде именно Нарсес, оскорбленный женой нового императора Юстина II Софией, призвал лангобардов в Италию из чувства мести. Она прислала ему прялку, намекая на пенсионный возраст (90 лет было старичку) и необходимость уйти в отставку. Что еще раз подтверждает тезис о том, что нужно три раза подумать, прежде чем злить старых, умудренных жизненным опытом, боевых евнухов.

На территориях, оставшихся под властью империи, образовался Равеннский экзархат (глава которого сидел, как следует из названия, в Равенне), в Риме оставался папа, а власть имперских чиновников там была значительно слабее. Действия пап в целом были более эффективными для отражения захватчиков, чем действия имперской администрации. В результате влияние пап в Риме, а потом и во всей Италии стало снова резко усиливаться.

Лангобардские владения в Италии к 574 году (серый цвет)

Как уже упоминалось, к концу этого периода Рим — это город с малочисленным населением, живущим в полуразвалинах. Он стал полусельским поселением, ведь внутри его стен были многочисленные поля злаковых культур и овощей и луга для выпаса скота.

Во время войны, конечно, ничего не строилось, потом нужно было восстанавливать самое необходимое, и только к концу века мы вновь встречаем что-то, что можно посмотреть. Давайте же посмотрим эти артефакты.

Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (San Lorenzo fuori le mura)

Базилика Святого Лаврентия за городскими стенами находится по адресу Piazzale del Verano, 3 в районе Тибуртино, относительно недалеко от вокзала Термини (ну не пешком, конечно). Она была построена в 580-х годах при папе Пелагии II и входит в число важнейших паломнических церквей Рима. Однако и паломников в Риме сейчас, в отличие от туристов, не очень много, и до этой базилики добирается редкий турист, поэтому не ожидайте в ней увидеть толп народа. Все будет тихо и спокойно. Большую часть года в ней вместе с вами будет один-два человека.

Считается, что в базилике похоронен святой Лаврентий, также там лежит несколько римских пап (по разным источникам, от трех до пяти) и один премьер-министр Италии. Кроме того, в течение долгого времени в Сан-Лоренцо располагалась кафедра латинских патриархов Иерусалима. И еще там несколько античных саркофагов, переделанных в христианские, и епископский трон XIII века. В общем, важная церковь.

В XIII веке к старой базилике была пристроена новая, большая по размеру, и теперь это две церкви, объединенные в одну. Во время второй мировой войны базилика сильно пострадала от бомбежек. Прежде всего, пострадала церковь XIII века.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

Базилика после бомбардировки (фото из интернета)

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

А вот так базилика выглядит сейчас

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

В портике удалось восстановить часть фресок XIIIвека, пострадавших во время бомбежки

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

А вот так базилика выглядит, если стоять у входа. Как видите, фраза о паре человек не была гиперболой. За аркой начинается церковь VI века. Она-то нам и интересна. С этой стороны на арке можно увидеть мозаики XIX века. Не очень, прямо скажем. Похоже на то, что делалось у нас в это же время.

Чем же так интересна данная базилика?

Во-первых, это едва ли не первая базилика в Риме, где есть верхняя галерея — матроней или эмпоры. Это галерея для женщин, которые должны были стоять службу отдельно от мужчин. Причем это явное греческое, византийское влияние, которое не было распространено в Риме до этого. То есть мы видим, что такая церковь могла появиться только в конце VI века, когда Рим стал частью Восточной империи. Да и папа Пелагий II стал строить ее после посещения Константинополя, куда ездил просить помощи от лангобардов.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

Верхняя галерея в церкви VI века.

Также интересна мозаика VI века, которая располагается на центральной арке со стороны хора. Найти ее непросто. Нужно дойти до конца церкви, обернуться и поднять голову.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

Мозаика 6 века

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

Мозаика VI века вблизи (фото из интернета)

На мозаике изображен Иисус, святые и папа Пелагий, который и построил базилику и подносит ее Христу. Все подписано, чтобы не возникало никаких вопросов. В стиле мозаики можно наблюдать те же процессы, что и на фресках VI века в катакомбах Коммодиллы: типизация образов, ощущение того, что они все более «застывают», все большая абстрактность фигур и изображений. Но этот процесс еще не далеко не закончился.

А еще данная базилика — интересный пример тенденции, которая началась раньше и которая в дальнейшем будет распространена в течение многих веков. Речь идет об использовании строительного материала (прежде всего античных колонн) для новых зданий. Здесь мы можем наблюдать этот процесс во всей красе: от входа до внутренних нефов.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

Капитель античной колонны в базилике (фото из интернета)

Сан Теодоро (Chiesa di San Teodoro al Palatino)

В самом центре Рима у палатинского холма на Via di San Teodoro, 7 стоит небольшая круглая церковь Сан Теодоро. Саму церковь построили в VI веке, но потом ее много перестраивали, и сейчас от изначальной постройки осталось немного. Она сейчас находится в ведении греческой православной церкви и открыта для посещения только с 9.30 до 12.30 (кроме субботы, когда церковь вообще закрыта).

Специально идти в нее не нужно, но вокруг куча всего интересного, так почему бы не заглянуть на 10 минут ради мозаики VI века (590 — 600 гг.). Да и вокруг тихо и спокойно, поют птички, дома увиты плющом. И не скажешь, что самый центр города.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

Церковь снаружи (фото из интернета)

Мозаик сохранилось совсем немного. Это только апсида. При этом, как можно видеть, ее очень сильно и плохо реставрировали (лик Христа явно XIX века, когда все любили улучшать). В целом мозаика похожа на ту, что можно увидеть в Сан-Лоренцо: Христос на сфере, рядом Петр и Павел и т. д., фигуры изображены схожим образом. Налицо тенденция в формировании римского стиля иконографии.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

Мозаика в апсиде (фото из интернета)

Церковь Сант-Урбано алла Каффарелла (Chiesa di Sant’Urbano alla Caffarella)

Эта церковь находится в парке Каффарелла, рядом с дорогой Via Appia Antica. Так что там есть, что еще посмотреть. Да и просто, вырваться из мегаполиса в поля это всегда приятно, тем более, совсем недалеко от центра. Посетить церковь можно только в составе экскурсии. Узнать об экскурсиях можно на сайте www.sovraintendenzaroma.it. Нужно написать туда письмо и узнать, когда будет ближайшая экскурсия.

Церковь уникальна тем, что это не вновь построенная христианская базилика, а бывший античный храм Цереры и Фаустины, жены императора Антонина Пия. В конце VI века этот храм был переделан в христианскую церковь (уже часто не было ни средств, ни сил строить с нуля, даже используя античные колонны). В дальнейшем в разных местах Италии появилось достаточно много таких храмов, а этот один из первых таких примеров. В общем, этот храм — это один из показателей тяжелых времен в стране после готской войны и вторжения лангобардов. И, конечно, она много раз перестраивалась, но это для Рима обычное дело.

Эта церковь также интересна фресками начала 11 века. Таких в Риме осталось совсем немного. Да чего уж греха таить, практически и не осталось, особенно после разгрома Рима норманнами в 1084 году.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

Церковь снаружи (фото из интернета)

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 2 (VI век)

Фреска XI века (фото из интернета)

Пожалуй, на этом стоит закончить разговор о памятниках VI века в Риме. Не упомянута одна важная достопримечательность, обязательная для посещения: церковь Санта Мария Антиква у Палатинского холма. Но о ней мы будем говорить, когда рассказ пойдет о VIII веке (основные фрески там из этого периода).

Немного истории.

Византия несколько раз посылала небольшие воинские контингенты в Италию в 575, 579 и 591 гг., пытаясь выправить ситуацию. Однако они растворялись с поразительной быстротой на земле Италии и, конечно, никакого значимого вытеснения лангобардов не произошло. Более того, лангобарды осаждали Рим в течение нескольких месяцев, хотя и не взяли его. При этом папа был вынужден снова и снова вступать с ними в переговоры, чтобы спасти город.

Среди жителей Рима и Италии копилось недовольство имперской властью. Даже собственники, которым по итогам войны с готами вернули землю и рабов, быстро забыли об этом, когда зашла речь о налогах: обычный собственник платил до 50% доходов, купцы облагались еще большими налогами, и даже церковь должна была платить до 35% доходов со своих земель. Кому же такое понравится? Имперские власти к тому же были греками, которые хотя и называли себя ромеями (римлянами), но говорили на другом языке и вообще были чужаками, «ненастоящими» римлянами. Хотя лангобарды, которые отнимали все, нравились еще меньше. Вот уж начинаешь понимать, что такое оказаться между молотом и наковальней.

В целом, для империи Италия и Рим были далекой и малозначимой провинцией, на которую обращаешь внимание в последнюю очередь (разве что Испания была еще менее значима) и которой можно пожертвовать, если встанет угроза потерять более важные территории.

В 590 году папа Пелагий II умер от очередной эпидемии чумы, и папой стал Григорий Великий. Однако это уже другая история, которая во многом определила дальнейшую судьбу города. Поэтому VI век завершаем именно на этом моменте — избрании Григория папой и его утверждение императором Маврикием.

51 – карма
Позиция в рейтинге – 1121
Комментарии